Где находится ростсельмаш. История компании ростсельмаш. А «Ростсельмаш» готовился

Свыше 50 государств мира обрабатывают поля и собирают урожай при помощи агромашин Ростсельмаш . Несмотря на геополитическую борьбу, комбайны и тракторы российского предприятия используют аграрии США, Канады, Аргентины, Германии и Франции. А в России 80% хлеба убирается комбайнами Ростсельмаш. На днях трактор предприятия установил рекорд "Самая большая площадь, засеянная на одном топливном баке". Корреспондент при содействии пресс-службы побывал на легендарном заводе и увидел образцовое машиностроение России своими глазами.

История Ростсельмаша началась в 1929 г., когда правительство новой формации решило создать 518 промышленных предприятий, которые покрыли бы нужды советской экономики. Ростов-на-Дону оказался самым подходящим местом для завода из-за выгодного географического положения, близости к аграрным регионам - Ставропольскому, Краснодарскому краям, Воронежской области, наличия аэропорта и источников добычи сырья - дерева и металла.

Первоначально Ростсельмаш назывался заводом сельскохозяйственных орудий и инструментов , именно такого "мирного продукта" не хватало стране после Первой мировой войны.

Первая продукция "Ростсельмаш"

Производство началось с выпуска простейших комбайнов с конным ходом , в 1932 г. Ростсельмаш изготовил первую партию прицепных "Сталинцев" . Спустя пять лет комбайн заслужил высшую награду на международной промышленной выставке в Париже , опередив по качеству сбора зерна именитых производителей.

Во время Великой Отечественной цеха предприятия выпускали военную технику. В 1941 г. завод эвакуировали в Узбекистан, оттуда он давал фронту корпуса мин, боеголовки к снарядам "Катюши", фугасные авиабомбы.

В 1943 г. фашисты восемь суток взрывали Ростов-на-Дону, а когда город был освобожден, Ростсельмаш пришлось возрождать с нуля. В 1950-70-е новый завод выпустил самоходные комбайны СК-3, СК-4, СК-5 Нива.

Всего за годы работы во времена СССР предприятие трижды награждалось на государственном уровне. Максимальный годовой объем выпуска комбайнов в советскую эпоху приходится на 1985 год, когда было произведено 85 тыс. 374 комбайна. Поставки осуществлялись в 24 страны мира, относящихся к соцблоку.

"Лихие" 90-е не обошли Ростсельмаш: на предприятии начался спад производства комбайнов, достигший своего пика в самом тяжелом для экономики России году - 1998 г. Тогда завод изготовил всего 679 комбайнов. Возрождение предприятия началось в 2000 г. с приходом нового акционера - промышленного союза "Новое Содружество", с 2002 г. оно стало полностью частным, его возглавила текущая команда менеджмента.

Сейчас портфель предприятия насчитывает не менее девяти семейств только в уборочной технике, причем в целом ассортимент представлен 24 типами техники в составе не менее 150 наименований. Это уборочная техника TORUM, RSM, VECTOR, NOVA, четыре семейства тракторов VERSATILE, два семейства опрыскивателей, три семейства посевной и почвообрабатывающей техники, навесное и прицепное оборудование, а также инновационные электронные системы.

Предприятие успешно реализует программу импортозамещения: изготавливает ранее покупные узлы и детали. Доля рынка техники Ростсельмаш внутри России выросла до 70% по уборочным машинам, а в мире - до 17% (по сравнению с 1,5-2% еще несколько лет назад).

"Ростсельмаш - гордость России: в рейтинге "Forbes" ТОР-200 компания является единственным представителем сельскохозяйственного машиностроения, будучи самым динамично развивающимся предприятием среди всех машиностроителей страны", - рассказывают на предприятии.




Склад запчастей высотой 15 метров - почти с пятиэтажный дом

На главном сборочном конвейере механики собирают шасси будущих комбайнов и тракторов. Одновременно конвейер может монтировать 80 машин. За восьмичасовую рабочую смены сходит 20 - 30 сельхозмашин.

"Поднимается наше сельское хозяйство: улучшается качество техники, повышается производительность комбайнов, - рассказывает слесарь механосборочного конвейера Сергей Бондарев . - Мы вкладываем много сил в эти машины. Они нас, можно сказать, кормят. Это важно. У нас огромное предприятие, оно поднялось буквально за 10-12 лет. Раньше выпускали "Доны", "Нивы", а сейчас - высокопроизводительные комбайны, которые обмолачивают много пшеницы".

На смену "Ниве" и "Дону" пришли современные, высокопроизводительные ACROS, TORUM, RSM-161, пояснил начальник бокса испытаний Иван Бородин .

"За 10 лет расширился модельный ряд, сейчас 20 моделей тракторов. 15 лет назад было только три. У нас постоянно идут изменения, улучшения, старые модели модернизируются, не стоят на месте. В нашем цехе была запущена новая модель зерноуборочного комбайна TORUM, в котором была улучшена производительность. Это модель - самая высокопроизводительная - больше 18 тонн в час, это на 10% выше, чем раньше. Наша техника ничем не уступает конкурентам", - рассказал Иван Бородин.


"Карта решения проблемы". "Нулевая" КРП означает сборку без спорных моментов

Собранный комбайн попадает на участок обкатки, состоящий из пяти стендов. На стенде комбайн обкатывается в течение часа, специалисты проверяют работоспособность всех систем машины. Затем комбайн уходит на трехкилометровый пробег. После него он вновь возвращается в цех, где специалисты по контролю над качеством продукции решают дальнейшую судьбу сельхозмашины.

Особая гордость компании - новый тракторный цех. Здесь производят трактора RSM 2375 , производство которых два года назад было полностью перенесено из Канады в Россию.

На Ростсельмаш трактор называют одним из редчайших примеров оптимального соотношения производительности и стоимости. Он отличается экономичностью, высоким эксплуатационным ресурсом, простотой в обслуживании, что делает его одним из самых универсальных и востребованных.

"У нашего трактора RSM 2375 механическая коробка передач для более агрессивных условий труда, - говорит начальник цеха сборки тракторов Иван Костенко .- В Канаде выпускаются уже более масштабные модели. Здесь 375 лошадиных сил, там - от 375 лошадиных сил. У нас самая большая кабина в мире, поставлен рекорд Гиннесса .Североамериканцы любят большие мощные трактора, я не знаю, для чего им это нужно, но они это любят. Допустим, Казахстан тоже очень любит большие машины, но у них больше площади. В России клиенты подбирают машину под свои условия".

Российским аграриям выгоднее закупать трактора на Ростсельмаш, чем ждать их из Канады.

"Первые машины поступали оттуда, клиенту они нравились, но все равно требовались какие-то доработки либо улучшения именно для наших условий труда. Из Канады заказывают более мощные модели, а у нас нет потребности в таких мощностях. Также мы полностью производим машину из российских комплектующих , от этого цена уменьшается во много раз", - сказал начальник цеха.

В феврале мощности производства президент РФ Владимир Путин . Он отметил, что предприятие очень изменилось с его последнего визита девять лет назад.

"Несмотря на еще имеющиеся сложности, процесс, совершенно очевидно, положительный с точки зрения того, чтобы продвигать продукцию на внешние рынки. Совсем недавно не очень-то хотели покупать технику внутри страны, сейчас в 50 стран продают свою технику - и комбайны, и тракторы", - сказал Путин. По его словам, "если так пойдет и дальше", то через пять лет сельхозтехнику можно будет экспортировать "минимум в 60 стран".

Как правило, иностранцы предпочитают позиционировать технику под брендом VERSATILE - это торговая марка агромашин, производимых на канадских предприятиях, принадлежащих Ростсельмаш. Но кроме названия, различий между этими машинами нет.

"Ростсельмаш превращается в одного из сильнейших производителей и игроков международного рынка сельхозтехники. Об этом можно судить по востребованности продукции не только в России, но и за рубежом, а также - по количеству достижений.

На днях трактор VERSATILE 340 установил рекорд "Самая большая площадь, засеянная на одном топливном баке" на полях агрохолдинга "Солнечные продукты" в Марксовском районе Саратовской области. Работая на поле с короткими гонами и большим количеством разворотов, трактор Ростсельмаш с посевным комплексом шириной захвата 10,7 метра весом 12 т за 7,5-часовую смену засеял 58,5 га. Расход топлива на гектар обработанной площади уложился в предел менее 5 литров. При этом двигатель был загружен только на 72%.

"Это трактор с огромными возможностями, у него хорошая тяга на крюке. При этом машина простая и надежная и имеет очень умеренный топливный "аппетит", - поделился своими впечатлениями от использования модели главный инженер агрохолдинга Павел Григорьев . - У нас в хозяйстве почти два десятка тракторов Ростсельмаш, мы с 2008 г. отдаем им предпочтение. После открытия тракторного производства в Ростове-на-Дону других вариантов по доступным и эффективным тракторам мы не рассматриваем, и новые рекордные машины только подтверждают нашу экспертизу".

Президент ПС "Новое содружество", основатель Московского экономического форума Константин Бабкин отмечает, что у сельхозмашиностроения в России есть большой потенциал роста: "Предприятие развивается, мы инвестируем, в прошлом году мы произвели 5 тыс. 800 комбайнов, но по мощности мы оставляем задел в два раза больше".

Промышленник напоминает, что Путин пять лет назад спрашивал руководство компании, почему производство тракторов не переносится из Канады. "Сейчас мы показали, что перенесли его, объяснили, почему это сделали", - говорит он, добавляя, что тому способствовало улучшение экономической политики и оказываемая господдержка.

В следующем году производству исполнится 90 лет, этот юбилей предприятие готовится встретить как одно из самых модернизированных и эффективных, готовых отвечать вызовам времени.

На этой неделе Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) внесло в Минэкономразвития дополнения к плану приватизации на 2005 год. Как сообщили „Ъ“ в Росимуществе, в перечень госпакетов акций, приватизация которых перенесена на 2005 год, вошли принадлежащие государству 20,27% акций ОАО «Ростсельмаш». Впрочем, на самом предприятии принадлежащую государству долю в акционерном капитале «Ростсельмаша» с учетом проведенной допэмиссии оценивают скромнее - в 8%. Несмотря на это, крупнейший акционер комбайностроительного производства - ПС «Новое Содружество» - объявил о своем намерении выкупить госпакет.

«Ростсельмаш» - крупнейший производитель сельскохозяйственного оборудования в СНГ с оборотом более 6 млрд рублей в год. С момента основания (21 июля 1929 г.) предприятие поставило своим клиентам в 48 странах мира более 2,5 млн единиц техники. Сегодня компания контролирует 53% рынка (в денежном выражении) зерноуборочной техники России, Украины и Казахстана.

Госпакет из 20,27% акций ОАО «Ростсельмаш» значится в плане приватизации довольно длительное время - с 2002 года, однако государство по непонятным причинам постоянно откладывает реализацию принадлежащей ему доли в ростовском комбайностроительном заводе. За это время произошли существенные изменения как с составом акционеров предприятия, так и с величиной госпакета.

Промышленный союз «Новое Содружество», ставший стратегическим инвестором «Ростсельмаша» в 2000 году, за четыре года смог нарастить принадлежащий ему пакет до 85%: в 2000 году был приобретен блокирующий пакет акций у прежних руководителей завода. Затем за счет массовой скупки ценных бумаг у работников доля «Нового Содружества» превысила 60%, а после проведенной в 2004 году допэмиссии акций в размере 150% уставного капитала промышленный союз стал контролировать порядка 85% уставного капитала ОАО.

Доля же государства в результате допэмиссии снизилась. По оценке специалистов «Нового Содружества», в настоящее время она составляет порядка 8%. Однако руководство союза все же заинтересовано в покупке госпакета. «Если эти акции приобретет другая организация, нам придется иметь дело с новым партнером. Хотелось бы, чтобы его намерения были понятны. Когда этого нет, естественным желанием является самим приобрести госпакет, что и намерено сделать «Новое Содружество», - пояснили „Ъ“ в компании.

В «Новом Содружестве» воздержались от ответа на вопрос, в какую сумму может обойтись приобретение государственной доли в «Ростсельмаше», но отметили, что вряд ли это будет существенная сумма. «Больших денег эти акции стоили, когда была возможность собрать блокирующий пакет. Сейчас такой перспективы нет, а вся прибыль предприятия вкладывается в модернизацию завода, поэтому вряд ли кто-то заинтересуется госпакетом», - считают в промышленном союзе.

Между тем, при размещении в 2004 году 1 922 156 акций дополнительной эмиссии стоимость одной акции составила 536 рублей. Аналитики назвали такую цену завышенной и посчитали, что «Новое Содружество», объявив о намерении скупить всю допэмиссию самостоятельно, не собиралось ни с кем ею делиться, поэтому и установило такую цену.

В Росимуществе раскрыть подробности предстоящей реализации госпакета «Ростсельмаша» отказались. Известно лишь, что после того как агентство направило свои предложения в МЭРТ, министерство должно до 1 марта передать их в правительство. В Росимуществе считают, что только после правительственного решения станут известны перспективы будущей приватизационной сделки.

АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВСКИЙ

Подсчитали тут в конце года и не прослезились. Опять наше сельское хозяйство впереди планеты всей. По итогам прошлого года Россия собрала рекордный урожай зерновых — 134,1 млн тонн, побив исторический рекорд в 127 млн тонн, поставленный ещё в 1978 году. Мы уже уверенно доминируем на мировом рынке по пшенице, накормим всех, так и в целом по экспорту зерна вышли на второе место в мире. Куда катимся, так и про нефть забыть можно. Всё это, конечно, хорошо, а есть ли у нас техника, чтоб это всё добро убрать с полей, если такая тенденция будет продолжаться? Оказалось, что и наше сельскохозяйственное машиностроение, пережив войны, лихие 90-е, всем врагам назло, остаётся на высоте. Например, наш флагман по производству комбайнов, легендарный «Ростсельмаш», уверенно входит в пятерку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники и скоро произведёт свой 3 000 000 комбайн. Как же к ним в гости не напроситься? Итак, мы с вами переносимся в Ростов-на-Дону, где и находится их основное производство. Кстати, 80% хлеба в нашей стране убирается именно с помощью их машин.

Сегодня «Ростсельмаш» — это уже не один завод, а целая большая семья, причём с родственниками за рубежом. Так в состав группы компаний RSM на данный момент входят 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах мира. А ещё у них и очень приличная сеть дилерских и сервисных центров. Их продуктовая линейка включает в себя более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, а это уже не только комбайны, но и различные трактора, опрыскиватели, кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудования и т. д. Вся эта красота выпускается под брендами ROSTSELMASH и VERSATILE и продаётся в более чем 50 стран

Как вы уже догадались, Ростсельмаш завод совсем не маленький, много здесь цехов, ни один день нужно потратить, чтоб это всё хозяйство обойти. У них есть и своя литейка, металло и мехобработка, сварочно-окрасочное и сборочное производство. Даже своё КБ по почвообрабатывающей и посевной технике. Поэтому мы с вами сегодня посмотрим лишь только всё самое вкусное и важное, а то фотки устанете листать:). А начнём мы, пожалуй, с корпуса по производству комбайнов ЦСК-2 (или просто конвейер № 2). Этот корпус был специально создан для выпуска новой техники. Сейчас на этой площадке собирают уникальный роторный зерноуборочный комбайн TORUM, высокопроизводительный зерноуборочный комбайн RSM 161, кормоуборочный комбайн RSM 1401 и самоходную универсальную косилку KSU-1. Короче говоря, это место, где собирают самые мощные, инновационные сельхозмашины Ростсельмаша.

Как мне признались, за восемь часов здесь собирают три машины. Скоро будет больше. По плану выйти на 8 штук в день или примерно 1500-2000 ед./год. Между прочим, каждый комбайн состоит из 18 тысяч деталей, представляете, какие тут умельцы работают, что у них даже лишних деталей не остаётся при сборке. Что сразу бросается в глаза, что здесь много молодёжи, а это значит, что у завода всё лучшее ещё впереди.

Кстати, как только наш будущий комбайн попадает на конвейр, на него сразу заводится дело, чтоб потом можно было с лёгкостью определить кого хвалить, кого ругать…Как мне признались, у некоторых особо отличившихся работников есть даже именные штампы. И за каждое такое клеймо доплачивают 5-6 000 рублей.

Между прочим, одновременно на конвейере собираются разные модели, ведь тут задача — не работать на склад, а чтоб каждый клиент в своё время смог стать счастливым.

16. Не знаю, как вам, но мне вот этот трудяга KSU-1 сильно приглянулся.

20. Ещё, что меня порадовало на Ростсельмаше, что работа реально кипит — свободных мест на конвейере нет! А, значит, спрос на наши чудо машины имеется неплохой.

Эта универсальная самоходная косилка KSU-1, как многостаночница, готова решать сразу несколько задач. Она и скашивает, и укладывает, может измельчать и меня вон зацепила:).

А это уже корпус, где производятся трактора. Его производственная площадь составляет 6 048 кв. м. Данная площадка начала работу в августе 2016 года.

Опять есть повод для гордости. Так, 13 июля 2010 года, в Ставропольском крае в деревне Кевсала наш трактор VERSATILE 535 установил мировой рекорд, который даже был занесён в Книгу Гиннеса. За сутки с помощью него было обработано 417 га земли.

31. Здесь в составе линии установлены 211 ед. оборудования, которые позволяют собирать до 1 000 машин в год.

Опять возьму паузу и обращу ваше внимание на то, что тут не просто «отверточная» сборка, а производство полного цикла. Кстати, кто не в курсе, в 2007 году наши купили в Канаде завод Buhler Versatile Inc, который ведёт свою историю с 1945 года и недавно перевели тракторное производство оттуда сюда. Теперь синергия отечественного опыта и западных технологий работает на наше благо. И даже страны ЕС с их хвалёными мерседесами сейчас не могут устоять от Ростовских тракторов и комбайнов.

Да, я краем уха и об этом слышал, когда ехал сюда, но увидеть вживую одно из самых передовых производств в мире дорогого стоит. Это же не только правильная организация производственного пространства или наличие современного оборудования, тут же сама культура производства у работников другая. Здорово, что даже в нашем машиностроении теперь появляются такие практики, а это ведь не нефтянка или металлургия, где денег много и могут экспериментировать.

Сейчас здесь производят различные трактора и опрыскиватели под маркой VERSATILE, в том числе их флагмана — трактор RSM 2375. Это один из немногих тракторов, который уже в базовой комплектации покрывает весь необходимый набор сельхозопераций. 2375-й относится к тракторам с шарнирно сочлененной рамой. С производства машина выезжает на спаренных колесах, с трехточеченой навеской CAT и тяговым брусом.

Самоходный опрыскиватель Versatile SP 275 — это мощная и высокопроизводительная машина для высокоточного и равномерного внесения рабочих растворов. Возможный диапазон нормы внесения от 50 до 500 литров на гектар. В своей нише она одна из лучших.

Движение главного тракторного конвейера здесь организовано методом вытягивания. Т. е. при помощи мягких тросов первый трактор в линии, готовый к выходу из цеха, словно локомотив, тянет за собой всю цепочку, стоящую на конвейере. Говорят, что это более экономичный метод по сравнению с традиционным.

43. Сейчас в данном корпусе работает 188 человек.

И, наконец, самый главный корпус, где и находится главный сборочный конвейер Ростсельмаша. Он был построен ещё в 1984-1985 годах, правда, его недавно тоже значительно модернизировали.Сам цех состоит из восьми производственных участков сборки, двух участков окраски и участка сварки рам. Здесь сейчас собираются знаменитые ACROS, VECTOR и кормоуборочный DON-680M, а также самые высокотехнологичные в своём классе — комбайны NOVA. А всё начинается здесь.

Из себя главный конвейер представляет пластинчатый конвейер длиной в пол километра, движущийся с максимальной скоростью 1 такт в 8 минут. Все платформы конвейера, согласно графику, постепенно передвигаются, при этом они в обязательном порядке делают десять остановок по 30 минут. Вот на них-то и ловят рабочие свой шанс, чтоб успеть прикрутить нужные детали.

46. А так первым делом на платформу выгружают шасси с задними колёсами.

47. Главный сборочный конвейер рассчитан на одновременный монтаж 80 машин. Вся сборка осуществляется за один круг конвейера.

48. Тут же параллельно собираются и другие агрегаты будущего комбайна. Вот стенд сборки соломотрясов.

Сделка по покупке «Ростсельмашем» канадского Buhler , о подготовке и заключении которой рассказывает в своей статье совладелец РСМ Константин Бабкин, может изменить расстановку сил на российском рынке агротехники. Интенсификация растениеводства и распашка агрохолдингами новых больших площадей генерируют спрос на мощные колесные трактора (более 300 л. с.), которые в нашей стране производит ПТЗ . Не исключено, что к «Кировцам» скоро прибавится Buhler , выпускающий машины до 535 л. с.: российские владельцы компаний думают об организации их сборки на мощностях РСМ.

Наш основной бизнес — производство комбайнов, и здесь «Ростсельмаш » [основной актив промышленного союза «Новое Содружество »] давно в лидерах. Однако в начале 2000-х годов мы столкнулись с неожиданной проблемой. Если комбайны дилеры брали только у нас, то трактора — у других производителей, мы их просто не выпускали. Это была угроза: конкуренты давали продавцам скидки, шаг за шагом продвигая свою технику, в том числе комбайны. Мы стали подумывать о том, чтобы обзавестись собственным тракторным производством. Организовывать его самостоятельно значило терять много времени и денег.

Решили приобрести

Поэтому нужную технологию решили купить. Для начала попытались найти ее в России. Долго присматривались к Харьковскому тракторному заводу, но в итоге отказались от этой идеи: машины этого предприятия пришлось бы существенно модернизировать, что обошлось бы очень дорого. Ездили на заводы в Липецк и Волгоград [ЛТЗ и ВгТЗ], но и там не сложилось. Оставалось только обратить взоры на Запад. Отдел маркетинга составил справку, какие в мире остались независимые производители и что каждый из них собой представляет. Оказалось, что хороших предприятий всего несколько, в том числе в Канаде, Индии и Румынии. Нас интересовали качество продукта этих заводов, объемы продаж, долга, выручки и т. д. Изучив эту информацию, поняли, что больше всего нам подходит канадский Buhler .

Мы отправили канадцам письмо общего содержания: у вас хорошая компания, у нас хорошая компания — почему бы не сотрудничать? Ответ не заставил себя ждать: «Приезжайте». В аэропорту нас встретил основатель и основной акционер Buhler Джон Бюлер. Сразу спросил: с чем пожаловали, ребята? Когда мы предложили купить завод, Бюлер очень удивился. Он думал, что мы хотим обсудить совместное производство в Краснодарском крае, где у него была площадка. А тут такое заявление!

Джону тогда было 74 года, вся его жизнь связана с Buhler . Он любил повторять, что хочет умереть на своем заводе. И хотя продавать компанию «Бюлер» не планировал, наше предложение его заинтересовало. Во-первых, в объединении «Ростсельмаша» и Buhler была внутренняя логика: мы [комбайновый и тракторный заводы] подходили друг другу как две части пазла. Человек, болеющий за свое дело, Джон не мог не понимать этого. Была и еще одна причина. Мы оценили Buhler процентов на двадцать дороже, чем она торговалась на рынке. Впрочем, не считаю, что мы переплатили: пусть никто столько бы не дал за канадскую компанию, но ведь и такого объединительного эффекта, какой получили мы, тоже никто бы не добился.

Знакомство и сделка

Завод мне сразу понравился: чисто, аккуратно, работа кипит. Но было видно, что он не загружен полностью. Отлично, подумали мы, значит, не потребуется больших инвестиций. Финансовые показатели изучили до поездки в Канаду, благо Buhler - публичная компания. Приятно удивила дружественная атмосфера на заводе. Приходя с утра на работу, Бюлер запросто останавливался поговорить с охранником. Вечером в первый день к нам подошла уборщица: спросила, что мы здесь делаем, какие планы. Такое легкое общение не в нашей традиции, но мне понравилось: безусловно, это было сильной стороной компании. Осмотрев предприятие, отправились в Россию, куда вскоре приехал Бюлер. Он посетил «Ростсельмаш » и остался доволен.

Торг, впрочем, был жестким — по цене, дивидендам и другим финансовым деталям. Сначала мы рассматривали разные форматы сделки: приобрести небольшую долю, 50% акций или весь Buhler . В итоге купили 80%, около 15% осталось у Бюлера. Считаю, что это лучший расклад. Мы получили контроль за меньшие деньги и обеспечили преемственность, оставив основателя в компании.

Соглашение было подписано в августе 2007 года, а в октябре мы юридически вступили в права владения. Буквально через неделю провели собрание акционеров. Пост президента, который раньше занимал Джон Бюлер, занял мой деловой партнер по «Ростсельмашу», исполнительным директором стал глава одного из наших российских предприятий. Это наша позиция: мы покупаем активы, чтобы не просто владеть, но и кон-тролировать их.

Вопрос «кого назначать — канадца или русского?» не стоял: нужен был проверенный человек, знающий нашу компанию, ее требования и корпоративные правила. Да и нет никакой специфики в управлении ино-странным предприятием. Уж не знаю, оттого ли, что мы много смотрим западные фильмы или отчего-то еще, но англосаксонский менталитет и культуру понимаем. Готовясь к сделке, я даже специально прочитал воспоминания советского посла в Канаде, и книга только упрочила меня в этой мысли.

Новые владельцы

Мы собрали ключевых менеджеров и инженеров Buhler , человек 20-25, и поставили задачу: увеличить производительность. С рядовыми сотрудниками на данную тему не говорили, возложив эту миссию на более подходящего человека — Джона Бюлера. Он придумал праздник юбилейного трактора, на котором всем рассказал о новых акционерах. Люди отнеслись к услышанному позитивно. Российских покупателей иностранных активов часто пугают сильными профсоюзами. Но мы этой «радости» лишены. Ведь для Бюлера это больная тема: в свое время, купив другой завод, он на деле узнал, что такое профсоюз, и в итоге заплатил $50 млн, лишь бы от него избавиться. Помня об этом, Джон сделал все, чтобы на Buhler его вообще не было.

Интеграция двух компаний — процесс долгий, нам еще далеко до его завершения, но кое-какие выводы мы уже сделали. Сейчас наша ростовская конструкторская группа работает над унификацией: основное производство останется в Канаде, но отдельные части трактора будем производить в России. Так мы сэкономим время и деньги. Есть чему поучиться у канадских инженеров: наши специалисты ездят на Buhler , и этот обмен будет продолжаться.

Еще в первый визит меня удивило, как мало на канадском заводе людей, охранник там, например, вообще один. Для России такое немыслимо. Думаю, дело в производственной культуре, и, наверное, кое-какие принципы мы позаимствуем для других своих предприятий. Так же, как и дизайн. С первого взгляда на тракторы Buhler понятно, что это машины высокого уровня. Хотелось бы применить эти дизайнерские находки в России. Мы получили современый завод, и благодаря этому к октябрю 2008 года планируем удвоить производ- ство на Buhler , доведя его до 1200 машин в год.

Harvard Business Review Россия № 6 (39) 2008

«Ростсельмаш» и Buhler

Производители агротехники.
«Ростсельмаш» входит в промышленный союз «Новое Содружество». Мощность — 6,3 тыс. комбайнов в год. Реализует технику в 17 странах. Финансовый оборот за 2006/2007 гг. (с октября по октябрь) — 13,5 млрд руб. Владеет 80% акций Buhler Industries.
Buhler Industries специализируется на производстве тяжелых тракторов (300−535 л. с.). Выручка — $157,19 млн в финансовом году, завершившемся 30 сентября 2006 г., чистая прибыль за тот же период — $4,11 млн.

Контекст

Сначала «Ростсельмаш» рассчитывал получить контрольный пакет Buhler до конца сентября 2007 года, выкупив 51% его акций по 7,5 канадских долларов ($7,86) за бумагу. Еще до 30% акций он собирался, начиная с 2009 года, выкупать в течение четырех лет равными траншами по 7,25% акций по 7,6 канадских долларов ($7,96). Однако затем «Ростсельмаш» выступил с новым предложением — выкупить сразу 80% акций по 7,25 канадских долларов за бумагу. Эта оферта и была принята. Сделка, таким образом, составила $151,93 млн, а вся компания была оценена в $189,92 млн. Сумма сделки предусматривала 16%-ную премию к текущим котировкам акций Buhler на бирже в Торонто (Канада). Продающего акционера стороны официально не раскрыли. По данным Buhler на 28 сентября 2007 года, 78% акций компании принадлежало ее основателю управляющему директору Джону Бюлеру и его семье.

Константин Бабкин, председатель совета директоров ассоциации «Росагромаш» в состав которой входит Комбайновый завод “Ростсельмаш” опубликовал на своей страничке в Livejournal ответ Владимиру Путину на его вопрос — почему «Ростсельмаш» не переносит производство тракторов из Канады в Россию.

Бизнесмен дал полный расклад, который оказался явно не в пользу России.

1. Средняя зарплата высококвалифицированного рабочего (сварщика или сборщика) в Ростове-на-Дону составляет 67-69% от зарплаты канадского рабочего в Виннипеге. Но при этом в Канаде в 3,5 раза меньше платеж в пенсионный фонд и в 2 раза ниже сборы в соцстрах. По факту на 1 рубль зарплаты в России необходимо заплатить налоги на 81 копейку, а в Канаде всего 72 копейки. К тому же в Канаде налог на добавленную стоимость 12% (против 18% в России).

2. Тарифы на электроэнергию в Канаде для промышленных предприятий составляют около 1,7 рубля за кВт ($0,055). В России — в 2,2 раза выше - 3,7 рублей. То есть затраты тракторного завода на электроэнергию при переносе его в Россию вырастут на $2,1 млн.

3. Рост затраты на грузоперевозки аналогичного производства в России составит $4,2 млн., а с учетом затрат на оплату услуг естественных монополий — составят $5,6 млн в год.

4. Ключевой фактор развития бизнеса - стоимость кредитов. В Канаде процентные ставки по займам в 5,1 раза меньше. Для канадского и российского тракторного завода разница составляет $14,4 млн (3,5 млн против 17,9 млн).

5. Самая большая статья - налоги. Завод, расположенный в Виннипеге, платит налогов на $26,1 млн меньше, чем его аналогичный в Ростове.

6. Даже затраты на охрану завода в Ростовской области будут порядка $1,05 млн в год, что на $0,898 млн выше чем сейчас на канадском предприятии. Для охраны завода в Виннипеге используется 4 человека, а для охраны российского завода понадобиться - 150.

Кроме того Бабкин привел примеры мощной государственной поддержки производителей в Канаде, в частности различные программы компенсации затрат на энергосбережение, разработку новаций, инвестиций на обучение персонала и многое другой.

Из российский преимуществ бизнесмен выделяет только более низкую заработную плату рабочих и стоимость газа, разница в которой уже не так очевидна.

Отсюда и темпы развития производства — в 2013 году рост продаж тракторов в Канаде — 8%, комбайнов – 21% . При этом в России – соответственно падение на 13% и 26%.

Неутешительный вывод Константина Бабкина — перенос производства его тракторов из Канады в Россию экономически невыгоден, так как ведёт либо к убыточной деятельности, либо к существенному росту цены на товар.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!