Понятие офсетной печати. История печатных машинок В каком году появилась печатная машинка

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь…

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Старая печатная машинка начала XX века

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось.

Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма.

В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) – бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова.

Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 – вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

Есть легенда, согласно которой при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая заставляла машинисток работать медленнее.

Согласно еще одной легенде, брат Шоулза проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати.


Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но... Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.


Принцип работы одной из модификаций печатных машинок Williams Typewriter demonstration

Старая открытка - девушка с пишущей машинкой

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.


Печатные машинки для разных сфер деятельности

Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге.

Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

Индексные печатные машинки

Принцип работы индексной печатной машинки The Mignon Index Typewriter – 1905

И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки - ЙIУКЕН.

Это не опечатка – привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.

Как бы вы вели себя на месте старого короля, у которого наследники стали умирать одним за другим? Стали бы сговорчивее за столом переговоров? Вопрос сложный, и каждый решает его по-своему. «Король-солнце» пошел на переговоры. В 1713 году был заключен Утрехтский мир, который обесценил одиннадцать лет борьбы Франции. И тогда наследники французского престола умирать перестали...

Двойной луидор Людовика XV 1764 год, золото


Наследником стал пятилетний малыш, правнук «короля-солнца», будущий Людовик XV. Ребенок-дофин при семидесятичетырехлетнем короле, который мог умереть от старости в любой момент. Умри король — кто поможет, кто охранит ребенка? Французское государство оказалось бы в очень уязвимом положении, если бы не красавец двадцати восьми лет — герцог Беррийский, второй внук Людовика XIV, дядя наследника. На него престарелый король возложил ответственность за судьбу страны и малолетнего короля. И… Да, все верно. Герцог Беррийский тоже вскорости умер. Получил травму на охоте и со всей силы ударился о луку седла.

Обычно пишут: упал с лошади и разбился. Получается вроде как сломал себе шею или позвоночник. Но это не так. Несчастный герцог Беррийский умер 4 мая 1714 года после «четырехдневной болезни». Теперь пишут, что причина смерти — «внутренние повреждения после падения с лошади». Как такое могло случиться? Вполне могло, если бы еще один участник бурной политики того времени не умер аналогичным образом, тоже упав с лошади…

После несчастного случая с внуком Людовик XIV потерял интерес к жизни. Опасаясь дальнейших «случайностей», он даже изменил закон. До тех пор наследниками трона являлись только дети, рожденные от королевы. У Людовика XIV было несколько внебрачных детей. Король их узаконил и поставил в иерархии королевского дома после принцев крови. Еще через пару месяцев Людовик XIV специально оговорил следующее: в случае пресечения законного рода трон могут занять новоявленные принцы. Он знал, кто уничтожает его род, и понимал: череда смертей не случайна, и она может продолжиться.

В 1715 году «король-солнце» скончался. Казалось бы — конец истории. Но на самом деле она только начиналась. Не прошло и года после смерти старого короля, как акционеры Банка Англии убедились в оправданности своих опасений. Их ноу-хау, их изобретение попытались нагло украсть. Скопировать, как сегодня ушлые китайские производители копируют форму автомобилей известных марок. Сохранить тайну «печатной машинки» оказалось невозможно. Преимущества и гениальная простота были налицо. Вместо сложной процедуры добычи золота и серебра — простой процесс печатания денег.

Франция, потерпевшая поражение в войне из-за «недостаточности кредита», решила открыть свою «печатную машинку». В 1716 году шотландец Джон Лоу получил патент на открытие частного банка с правом выпуска обмениваемых на металл банковских билетов. Король Франции Людовик XV в тот момент был малышом и, понятное дело, вопросами финансирования не интересовался. Зато регент, герцог Филипп Орлеанский, с радостью ухватился за прекрасную идею. Он повелевает, чтобы банковские билеты стали приниматься в уплату податей наравне со звонкой монетой.

В 1718 году банк Лоу был переименован в Государственный банк. Хотя по сути это было такое же «совместное предприятие», где доли между собой поделили хитрые банкиры и королевская власть. Теперь военное и дипломатическое соперничество Англии и Франции приняло и тайный финансовый оборот. Две группы банкиров, получившие две разные государственные «крыши», сражались между собой за право бесконтрольно печатать пустые деньги. И тем самым получить власть над миром.

Но мы немного отвлеклись. Вернемся к клонированию французами «английской» идеи бумажных денег. История быстрого расцвета Англии под скипетром Вильгельма начала повторяться во Франции. Ничего удивительного в этом нет — ваша персональная экономика тоже разом расцветет, если вы найдете на улице чемодан с деньгами. Государственный банк Франции был очень успешен. Джон Лоу, словно добрый волшебник, разом решает финансовые проблемы королевской власти: он дает правительству в долг 100 млн ливров под 3 % годовых. Для сравнения: на момент смерти «короля-солнца» в казне имелось лишь 700 тыс. ливров. А в конце 1716 года, когда Джон Лоу включил свою «печатную машинку», дефицит бюджета достиг 140 млн ливров.

И теперь Франция может продолжать мировую экспансию, потому что у нее появляются деньги. Французы копируют систему англичан не только в главном, но и в частных моментах. Власть отдает Джону Лоу на откуп разработку золотых месторождений в Луизиане и всю заморскую торговлю. Заниматься всем этим будет Индская компания, полный аналог британской Ост-Индской компании. Акции нового предприятия продаются поначалу всем желающим, а потом только тем, кто расплачивается банковскими билетами, которые можно было получить в обмен на свои золотые монеты.

«Это превратилось в соревнование, кто быстрее освободится от своего золота». Но успехи будут недолги, просто удивительно недолги. Кредитно-денежный базис расширения Французской империи будет уничтожен буквально за несколько месяцев. Вот хронология расцвета и моментальной гибели дублера Банка Англии на французской земле. В январе 1720 года банкир Джон Лоу на волне феноменального успеха «лавочки» становится генеральным контролером финансов Франции, ведь только что руководимый им Банк ссудил Франции 100 млн ливров. И в этот момент происходит нечто страшное.

«Тут же с невероятной быстротой распространились тревожные слухи, и весь Париж оказался во власти чудовищной паники» — пишет французский писатель Ги Бретон в своей книге «Истории любви в истории Франции». И уже в начале 1720 года начался массовый напор на банк тех, кто желал обменять бумажные банковские билеты на монеты. Обмен сначала был замедлен, а потом и вовсе приостановлен. Когда это случилось? В феврале-марте 1720 года. За давностью лет сложно проследить, как была организована «паника вкладчиков», но думаю, что технологии ничуть не отличаются от сегодняшних.

Обратите внимание, что произошло это через три года работы Государственного банка Франции. Значит, поначалу его дела шли в гору. И вдруг резко покатились вниз — после «рекордного» займа в 100 млн ливров, полученного правительством. Совпадение? Судите сами — удар был нанесен быстрый и безжалостный. Банк, выпустивший 3 млрд бумажных денег под гарантию 700 млн наличных монет, оказался не в состоянии платить. Но правительство Франции не хотело сдаваться без борьбы. И нашло очень «оригинальный» выход из ситуации.

Раз население не хочет пользоваться бумажными банкнотами, а предпочитает монеты, значит, нужно… запретить хождение монет. «Декретом от 11 марта 1720 года было объявлено о запрете после 1 мая употреблять звонкую монету; найденная у кого-либо, она подлежала конфискации». Вы можете представить, какую реакцию это решение вызвало во Франции. Конечно — всеобщее ликование и полный энтузиазм масс. После такого декрета популярность бумажных билетов и вовсе упала, как и популярность королевской власти. Все начали гоняться за запретной монетой и бежать от разрешенных ассигнаций. И это очень быстро закончилось катастрофой.

Следующим декретом от 22 мая 1720 года было объявлено о снижении номинального курса банковских билетов вдвое. То есть те, кто законопослушно выполнил предыдущий указ короля и пользовался бумажными деньгами, стал разом вдвое беднее. Затем 10 октября 1720 года был издан третий декрет о прекращении хождения билетов после 1 ноября 1720 года. Мелкие билеты было постановлено обменять на государственные облигации с уменьшением номинального курса еще в два раза. В итоге произошел очень быстрый двойной грабеж законопослушных граждан.

Ясно, что королевское правительство, совершившее во Франции такие трюки (прямо «списанные» с наших российских реформ), стало крайне непопулярным. Именно в это время и был заложен тот заряд ненависти к французской монархии и стране, который в 1789 году приведет к революции и разнесет в щепки королевскую власть. В ноябре 1720 года Государственный банк обанкротился, а его основатель через месяц был вынужден бежать из Франции. Интересно только узнать — КУДА? Это многое бы прояснило…

Дальнейшая судьба основателя «печатной машинки» во Франции мне неизвестна. Зато известна судьба основателя Банка Англии. Как мы помним, Вильгельм III Оранский, король Англии, договорился с банкирами. И договоренностей не нарушил. Возможно потому, что тоже очень вовремя умер. В марте 1702 года он скончался в Кенсингтонском дворце от… (опять?!) последствий падения с лошади. Могло такое случиться? Могло. Вызывают подозрение только два факта: аналогичная кончина герцога Беррийского и официально озвученная причина смерти основоположника «печатной машинки». Отчего конкретно он умер?

Вильгельм скончался от воспаления легких, явившегося осложнением после перелома плеча. Которое, в свою очередь, король сломал при падении с лошади. Кто бы мог подумать, что воспаление легких начинается с перелома? Какая связь между переломом и воспалением легких? Согласитесь, все это крайне любопытно. И очень подозрительно… Основатель чего бы то ни было необходим для иконостаса. Ведь именно этот король подписал все нужные банкирам законы: он дал все, что мог и что им было нужно на тот момент. Следующие короли получат систему уже как данность. А тайну своих договоренностей Вильгельм III Оранский унесет с собой в могилу и будет строго смотреть на наследников трона с парадного портрета.

Банк Англии для новых монархов станет данностью. Заветом и наказом. Не подлежащим изменению решением предка. Пора было начать думать о дальнейших шагах по установлению мировой гегемонии. Способ для этого всегда имелся один — война. Ведомая банкирами британская элита добавит в мировую геополитическую копилку еще один — специальные операции. И то и другое обильно «смазывается» деньгами — благо теперь они появляются из воздуха. Война за испанское наследство — это начало долгого пути «печатной машинки» к июльскому утру 1944 года в Бреттон-Вудсе, когда фунт передаст первенство доллару.

Придет время менять дислокацию, и «печатная машинка» переедет за океан, где она будет в большей безопасности. Но сначала будет Первая мировая война, которая уничтожит золотой рубль и золотую германскую марку. Уйдет в небытие валюта Австро-Венгерской и Османской империй. До мирового господства останется только один шаг, только одна глобальная война. И сценарий Второй мировой, который писался в Лондоне, будет отличатся от того, что случится в реальности.

…И главное правило — правил не существует

В 2011 году последняя в мире фабрика по производству печатных машинок Godrej and Boyce прекращает свою работу. Коллекционеры и любители редкостей скупают последние образцы клавишного «раритета». В прошлое уходит целая эпоха…

Сегодня, 1 марта, в день рождения первой коммерчески успешной «Ремингтон № 1» мы решили вспомнить, какие печатные машинки были самыми известными и необычными и для чего они пригодились своим не менее известным хозяевам.

Reming ton и Марк Твен

© Fotobank.ru/Getty Images


Летом 1868 года американский изобретатель Кристофер Лэтем Шоулз получил патент на устройство typewriter, позже ставшее первым механическим пишущим аппаратом. Прототип появился 1 марта 1873 года. А уже в июне Шоулз и его компаньоны договорились с компанией Remington & Sons о выпуске 10 тысяч печатных машинок. А первая Remington № 1 вышла на рынок 1 июля 1874 года.

Литераторы сразу заинтересовались техническим новшеством. Например, Марк Твен купил у Шоулза машинку, не дожидаясь, пока устройство поступит в массовое производство. Писатель любил хвастаться тем, что был первым человеком, использовавшим печатную машинку в литературе. Конечно, за свою жизнь он не раз менял пишущие устройства, но легендарного «Тома Сойера» Твен печатал именно на Remington № 1.

Hansen Writing Ball и Фридрих Ницше

© The Library of Congress/flickr.com


Не так давно ученым удалось в точности воссоздать пишущую машинку, на которой творил великий Фридрих Ницше . Устройство это имеет весьма оригинальную форму и не очень похоже на привычные печатные машинки.

«Пишущий шар» - так назвали техническое новшество - изначально был предназначен для слабовидящих и слепых людей. С годами Ницше начал терять зрение, и такая машинка стала для него единственным способом продолжать литературную работу. На «пишущем шаре» с серийным номером 125 философ создал свои «Так говорил Заратустра» и «Веселую науку».

Underwood и Довлатов



Название этой печатной машинки уже давно связывают исключительно с именем Сергея Довлатова и его «Соло на ундервуде». По слухам, писатель страшно любил свой литературный инструмент, вдохновлялся, прикасаясь к его клавишам, и не поменял бы его ни за какие «ремингтоны».

Его вполне можно понять: удобное фронтальное расположение клавиш и лаконичный, но утонченный внешний вид в то время сделали машинки Underwood самыми популярными среди подобных устройств.

Corona 3 и Артур Конан Дойл

© Toronto Public Library/flickr.com || Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)


В конце XIX - начале XX-го века кто-то придумал печатать «вслепую» (возможно, просто заснув на работе). Удобнее всего «с закрытыми глазами» работалось на устройствах Corona. Компактные и надежные, они позволяли развивать высокую скорость печати и были просты в использовании.

Артур Конан Дойл был большим поклонником современной техники и многих своих персонажей «сажал» за печатную машинку. Печатал, например, Эдвард Мэллоун из «Затерянного мира». В романе не указано, какое именно устройство использует репортер, но это упущение исправили при экранизации романа в 1925 году. «Киношный» Мэллоун работает на Corona, модель 3.

Royal Desktop для Дживса и Вустера


© Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)


Помните сериал «Дживс и Вустер», где Хью Лори и Стивен Фрай сыграли британского аристократа и его камердинера? Так вот, автор историй о похождениях Дживса и Вустера, писатель Пэлем Грэнвил Вудхаус тоже оказался большим любителем печатных машинок. Его любимица - Royal Desktop. В предисловии к одному из своих произведений автор даже описал момент, когда окончательно полюбил свое пишущее устройство: Вудхаус записал несколько страниц текста при помощи фонографа, но услышав свой голос в записи, по его мнению, «весьма противный», он понял, что для него годятся только клавиши.

Оlivetti и Кормак Маккарти


© Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)


Знаете, на чем напечатан оригинал «Кровавого меридиана» и «Старикам здесь не место»? На печатной машинке! Обладатель Пулитцеровской премии, американский романист и драматург Кормак Маккарти пару последних десятилетий создавал свои произведения исключительно на Olivetti Lettera 32 1963 года выпуска. Машинка - хрупкая на вид, но она «выжала» из себя несколько миллионов слов и больше десяти работ Маккарти. Кстати, ее недавно продали на аукционе за 254 тысячи долларов. А вот новый экземпляр после этого Маккарти получил за 11 «баксов».

Halda Portable и Хемингуэй

© Toronto History/flickr.com


Мало кто знает, что Хемингуэй оттачивал свое литературное мастерство не только в блокнотах (и барах), но и на печатной машинке Halda Portable. Писатель говорил, что перестук клавиш напоминает ему звук пулеметных очередей. Говорил он это со знанием дела: до 1941 года он организовал несколько операций против нацистских шпионов на Кубе, потом почти 12 месяцев провел в осажденном фашистами Мадриде, и в довершение - поработал военным корреспондентом в Лондоне.

ОФФТОП. Ниже представлены просто печатные машинки. О звездности их владельцев достоверных сведений мы не нашли. Зато их оригинальность, популярность или бесполезность отрицать совершенно невозможно.

Lambert и домохозяйки

© jared422/flickr.com


Такие устройства были довольно популярными в начале ХХ века. И ничего, что клавиатуры на них не было, - одной рукой «машинист» выбирал нужную букву на панели, а другой нажимал на рычаг - и буква оттискивалась на бумаге.

История пишущей машинки

Компьютеры для подготовки текстов появились сравнительно недавно, однако попытки придумать механические устройства для письма начались почти три столетия назад. В 1714 г. британская королева Анна санкционировала выдачу патента инженеру по имени Генри Милл, удостоверявшего, что тот изобрел «искусственную машину, или метод нанесения букв, по одной или последовательно одну за другой, как при ручном письме». К сожалению, в теории осуществить это оказалось проще, чем на практике. Милл не сумел построить работающую пишущую машинку; подобная участь постигла и десятки других изобретателей, пытавшихся реализовать на практике ту же идею. Это не удавалось сделать вплоть до 60-х годов прошлого XIX века, когда газетный редактор и издатель из шт. Висконсин (США) Кристофер Л. Шоулс решил, наконец, проблему.

В характере Шоулса было что-то сближающее его с современным хакером. Получив государственную должность начальника таможни порта Милуоки, он оставил газетную деятельность, однако часто вспоминал долгие часы, проведенные за написанием и переписыванием статей, когда единственным его орудием труда было гусиное перо или ручка со стальным наконечником. Должен же существовать более удобный способ, и Шоулс был полон решимости найти его. Поскольку новая работа не требовала больших усилий - Милуоки не был крупным международным портом, - Шоулс находил достаточно времени для любимого занятия - технического изобретательства. Работая в местной мастерской, Шоулс и его компаньон Карлос Глидден придумали аппарат для последовательной нумерации книжных страниц. От этого простого устройства и ведет свое начало пишущая машинка.

Шоулс запатентовал свое устройство в 1867 г. Шестью годами позже машинку Шоулса и Глиддена стала производить фирма Remington and Sons (Ремингтон энд санс), солидная оружейная компания, которая в дальнейшем превратилась в Remington Rand (Ремингтон рэнд) и в 1951 г. начала производить и продавать Юнивак UNIVAC , первый коммерческий компьютер в США. После Гражданской войны в США (1861-1865) фирма Remington, расширив ассортимент своей продукции, кроме оружия начала выпускать швейные машинки. Это отразилось и на моделях пишущих машинок: их украсили веселыми цветочными узорами и стали крепить на станину швейной машинки таким образом, что нажатие на педаль вызывало возврат каретки.

Первая пишущая машинка созданная в 1873 г. Шоулсом и Глидденом, была достаточно привлекательна внешне, но не совсем удобна в работе. У машинки этой конструкции молоточки с литерами ударяли по валику снизу, и машинистка не могла видеть печатаемого текста.

У первой модели пишущей машинки были серьезные недостатки. Машинка стоила по тем временам довольно дорого, $125, а печатать на ней можно было только прописными буквами. Кроме того, поскольку литеры, приводимые в движение клавишами, были спрятаны под кареткой, чтобы увидеть отпечатанный текст, ее приходилось поднимать.


Успех к пишущей машинке пришел не сразу, но некоторые из первых покупателей оценили ее очень высоко. Среди них и бывший типографский наборщик Сэмюэл Клеменс, писавший книги под псевдонимом Марка Твена. Ударяя по клавишам одним пальцем (слепая система машинописи была придумана несколькими годами позже), Твен отпечатал письмо своему брату:

" я пытаюсь привыкнуть к этой новомодной пишущей машинке, но пока, похоже, без особого успеха. Однако это моя первая попытка, и я все же думаю что я скоро и легко научусь пользоваться ею... я полагаю, что она будет печатать быстрее, чем я могу писать. она умещает уйму слов на одной странице. она пишет отчетливо, не мажет и не сажает чернильных клякc. "

Марк Твен

А еще через несколько лет Марк Твен первым из писателей представил в издательство машинописную рукопись. (По воспоминаниям самого Твена, это были «Приключения Тома Сойера», однако историки установили, что «Жизнь на Миссисипи».) Твен так увлекся механическими устройствами для машинописи и набора, что позже вложил 300 тыс. долл. В наборную машину. Она оказалась непрактичной - и Твен разорился.

Другие компании вскоре выпустили свои модели пишущих машинок, в том числе и такие, которые позволяли сразу же видеть отпечатанный текст, а также модели со сменой регистра, на которых можно было печатать и строчными и прописными буквами. Эффективность усовершенствованных моделей и тот факт, что они «не мажут и не сажают чернильных клякс», в конце концов рассеяли все сомнения предпринимателей, и пишущая машинка стала распространенным орудием труда.

Одним из упорных противников новой техники была развивающаяся фирма Sears Roebuck, торговавшая по почтовым заказам. Руководство фирмы считало, что машинописные письма слишком обезличены, и даже после того, как в 90-х годах XIX века пишущая машинка получила широкое распространение, секретари фирмы продолжали писать всю корреспонденцию от руки, дабы не оскорбить чувства своей традиционно фермерской клиентуры новомодными «машинными» письмами.

Пишущая машинка не только произвела революцию в конторской работе, но и изменила состав конторских служащих. Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала мощным орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины. Пишущая машинка, заметил Кристофер Шоулс незадолго до своей смерти в 1890 г., «очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать».

Однако вскоре женщины начали понимать, что они освободились от кухонной печи лишь для того, чтобы стать рабынями пишущей машинки. Это устройство не прощало ошибок: стоило случайно нажать не ту клавишу и всю страничку приходилось перепечатывать. Появление в 20-х годах нашего столетия электрической пишущей машинки не решило проблемы. Она работала быстрее и была удобнее для пальцев, однако по-прежнему один нечаянный удар не по той клавише неминуемо вызывал ошибки.

Фото первых пишущих машинок


Когда после Второй мировой войны появились первые компьютеры, модифицированные пишущие машинки, естественно, стали применяться для печати выводной информации центрального процессора. Приблизительно через десять лет их использовали уже и для подготовки данных. Однако проблема ошибок и связанного с ними утомительного перепечатывания оставались, что выглядело еще более досадным на фоне высокого быстродействия центрального процессора ЭВМ.


Китайская пишущая машинка?

А у китайцев было нечто подобное европейской печатающей тексты машинки?

Ведь в китайском языке тысячи иероглифов. До изобретения компьютера вся документация оформлялась вручную, с помощью писарей, знатоков иероглифов?

Искусственный интеллект 01 августа 2010 года (ред. 1.08.2010 20:30) ответил: 90 50

Китайская печатная машинка MingKwai, 1946 год:


Иероглифы набирались комбинацией клавиш по системе Лин. Машинка могла создать 8000 различных символов, а с помощью их комбинаций могла напечатать 90 000 слов.

Печатная машинка Shuangge:


Позволяла набирать 30 000 иероглифов, но одновременно - только 3000 - столько иероглифов умещалось в лотке машинки, остальные хранились отдельно. Оператор помещал "сканер" над нужным иероглифом, молоточек хватал брусок с иероглифом и стукал им по бумаге.

А вот японская Nippon SH-280, 1929 год:


Печатала 2400 иероглифов. Оператор перемещал механическую систему над нужным иероглифом и нажатием на ручку приводил в действие "лапку", которая хватала брусочек с иероглифом и отпечатывала его на листе бумаги.

Сложность классического китайского письма иллюстрирована устройством китайской пишущей машинки.

Барабан (tray) содержит более чем 2000 символов, с еще несколькими тысячами, доступными в других барабанах (есть данные, что всего символов около 5700). Машинистка сначала выравнивает барабан, затем нажимает ключ, который собрает необходимый сивол и делает оттиск на бумаге напротив. Машинка может печатать вертикально и горизонтально.

SOURCE: David Crystal, The Cambridge Encyclopedia of Language, (Cambridge: Cmabridge University Press, 1987), p. 31

На следующей картинке - "усовершенственная", "крутая" китайская печатная машинка, новейшая модель 47 года. :) В ней каждый иероглиф печатается покомпонентно - верхняя, средняя и нижняя часть. Кнопок гораздо меньше, но у неё весьма сложный механизм и непростое управление.


Ширина клавиатуры примерно один метр, на которую насаживаются, лежавшие до этого в коробочке, оттиски с иероглифом (литеры). Естественно на полотне расположены наиболее популярные слова, употребляемые в печати. Такие как "Мао", "Мир", "Труд", "Май" располагаются ближе к центру. Соответственно, чем ближе к краю полотна тем менее популярен иероглиф. Вышедшие из употребления ждут своего часа в коробочке. Прежде чем отпечатать иероглиф, оператору необходимо с помощью лупы ее найти. И только лишь потом, закрепив на держателе, перенести изображение на бумагу. Самые быстрые и профессиональные машинистки достигают скорости печати лишь в 11 слов в минуту.


Nippon Typewriter Co. начала производить пишущие машинки с китайскими и японскими символами в 1917 году. "Nippon имеет ложе (flat bed) c 3 000 японских символов. Этого считается достаточно для стенографии, так как японский язык содержит свыше 30 000 символов." (Thomas A. Russo, Office Collectibles: 100 Years of Business Technology, Schiffer, 2000, p. 161.) Компания-преемник, Nippon Remington Rand Kaisha, производила подобные машины в 1970-ых.

Чтобы использовать пишущую машинку, бумага должна быть обернута вокруг цилиндрического резинового валика, который двигается на роликах над ложем с символами (bed of type). Оператор использует уровень, чтобы управлять захватом (an arm), который собирает части металлического символа из ложа, делает оттиск на бумаге, и возвращает их к своим нишам.

Так что - если вы:

- никак не можете заставить себя работать;

- если вас все вокруг раздражает;

- если вы думаете только о том, как бы пораньше слинять домой;

- даже если у вас просто плохое настроение -

ПРОСТО ПОДУМАЙТЕ О КИТАЙСКОЙ МАШИНИСТКЕ!!!

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь…

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Старая печатная машинка начала XX века

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось.

Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма.

В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) – бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова.

Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 – вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

Есть легенда, согласно которой при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая заставляла машинисток работать медленнее.

Согласно еще одной легенде, брат Шоулза проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати.


Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но... Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.


Принцип работы одной из модификаций печатных машинок Williams Typewriter demonstration

Старая открытка - девушка с пишущей машинкой

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.


Печатные машинки для разных сфер деятельности

Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге.

Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

Индексные печатные машинки

Принцип работы индексной печатной машинки The Mignon Index Typewriter – 1905

И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки - ЙIУКЕН.

Это не опечатка – привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!