Над чем смеются украинские стендап-комики. «Открытый микрофон» — новое шоу на ТНТ! — ТНТ-Саратов Чем это шоу привлечет внимание искушенного зрителя

Realist поговорил с тремя комиками и выяснил, есть ли запретные темы для шуток, можно ли в Украине заработать на смехе, и почему стендап — самый честный жанр

Сергей Детков, 24 года, Киев

Антон Тимошенко, 22 года, Киев

Никита Наливкин, 25 лет, Запорожье

О темах для шуток

Сергей Детков

Некоторые комики думают, что, если они скажут слово« ж.а», всем сразу станет смешно. Но на самом деле, это не так. Черный юмор — очень сложный жанр. Хотя, конечно, есть люди, которым достаточно и «ж…ы» или сериала« Виталька».

Антон Тимошенко

У нас часто шутят на одни и те же темы: секс, бытовуха, гопники. Своего рода быдло-шутки. Конечно, это можно сделать смешно, но я не замечал каких-то талантливых ходов в создании шуток на такие темы. Недавно смотрел стендап американского комика Стивена Райта. У него есть шутка, которую я запомнил надолго. Она очень оригинальна и одна из моих любимых. Я всегда восхищался такой неординарной подачей мысли. Шутка звучит так: «Как-то я пришел к ключному мастеру, дал ему ключ и говорю: Это копия. Мне нужен оригинал».

Никита Наливкин

Люблю шутить на самые разные темы. В ход идут неординарные истории о бомжах, массовой истерии относительно лайков в социальных сетях. У любой шутки есть актуальность. Казалось бы, вот только были модны шутки про« Покемон Гоу», а сегодня они уже несусветный« баян», вызывающий раздражение.

О запретных темах

Сергей Детков

В юморе не должно быть табу. Обо всем — о сексе, смерти, о религии — можно пошутить тонко и смешно. Но такие шутки должны быть выверенными, у них нет права на провал. Это сложно сделать.

У меня от рождения нет одной руки — я сразу понял, что это станет моей главной темой. Когда ты говоришь о своей жизни, зритель чувствует, что ты его не обманываешь. Он не дурак.

Мой первый стендап был очень успешным. Люди просто не ожидали такого. Каждый второй комик тогда рассказывал о том, как его бросила девушка, или как он ходил за хлебом. То, что говорил я, было очень неожиданным. Мне аплодировали, стоя. Лучше тех чувств в моей жизни пока не было.

Благодаря стендапу я окончательно избавился от комплексов. Раньше, когда люди подходили ко мне и спрашивали прямо: «Что у тебя с рукой?», я ничего не отвечал, злился, нервничал. Но вот недавно в баре в Одессе ко мне подошел бухой чувак, попросил сигарету и спросил про руку. Я ответил: «Я просто много курил». Он не отставал. Тогда я придумал историю: «Я серфер, участвую в сборной Украины по серфингу. Недавно мы были на соревнованиях в Новой Зеландии, и акула откусила мне руку». В общем, я научился отвечать бесцеремонным людям.

О первых шагах

Антон Тимошенко

Шутить мне еще нравилось в школе. Я часто подшучивал над учителями, и всем было смешно, конечно же, кроме самих педагогов. Благодаря школе я понял, как это круто, когда люди смеются над твоими шутками. И эту любовь я пронес до университета, где начал играть в КВН. Вместе со своими однокурсниками мы решили собрать свою команду на факультете. На третий год мы выиграли кубок ректора. Ради этой победы я даже пожертвовал работой — и не расстроился.

Я решил идти дальше и пришел в стендап. На юмористическое шоу« Рассмеши комика» я приходил три раза, самый удачный был именно третий, где я выиграл 50 тыс. грн. До этого я тоже проходил на съемку, выступал перед Владимиром Зеленским, но меня не показывали в эфире, потому что я «сгорел» еще на первой минуте — очень волновался и не смог рассмешить.

Никита Наливкин

Все началось с детства. Я очень любил юмор — от фильмов с Джимом Керри до передачи« Городок». Поэтому в студенческие годы с радостью откликнулся на хищный зов КВНа. Он затянул меня на семь лет.

Самая большая гордость КВНовского прошлого — выступление моей команды во втором туре Международного фестиваля команд КВН в Сочи в 2013 году. Мы выступали перед самим гуру — Александром Масляковым. Это было волнительно и классно.

Два года назад мы с друзьями по КВН решили, что нужно идти в ногу со временем и начать прививать популярный на Западе и в СНГ жанр стендапа родному городу. Так появился юмористический проект Californiа. Главная трудность заключалась в том, что мы все, как комики, так и зрители, были к данному виду юмора абсолютно не готовы. О стендапе мало говорили, и никто его не показывал.

Так получилось, что я был одним из первых, кто стендапил в Запорожье. Приученные к КВНу зрители ждали шоу, песен и плясок, а получали откровения одного комика без всякого стороннего сопровождения. Им нужно было перестроиться, как, впрочем, и самому комику, у которого теперь не было товарищей по команде, музыки, реквизита, веселых декораций. На сцене есть только он и его юмор. Все честно и круто.

О рождении шуток

Сергей Детков

Свой первый стендап я написал в метро по дороге домой. Он был обо мне. Я выплеснул то, что во мне сидело, и о чем я не мог никому сказать. Есть такие вещи, о которых ты не можешь признаться одному человеку, но во время стендапа говоришь их целому залу. Это так странно, но так круто.

Антон Тимошенко

Меня часто спрашивают, тяжело ли самому придумывать шутки. На самом деле это и сложно, и легко. Если работать в режиме« пришла муза — написал шутку, не пришла — ну и ладно», то с таким режимом далеко не уехать. Длительное время я не мог найти свой стиль. Поэтому за помощью обращался к специализированным книгам, где профессиональные комики рассказывают о механизмах написания шуток на примере своих.

Со временем я понял, что нет единой формулы, по которой пишутся шутки. Точно могу сказать, что нужно быть внимательным человеком, замечать какие-то странности в обществе, стереотипы и много читать. Комики — умные люди, на самом деле. Когда часто пишешь, то появляется некая интуитивная способность быстро находить слова с двойным смыслом, шутки-каламбуры либо казусные ситуации.

Никита Наливкин

В самом процессе написания шуток ничего веселого нет. Я пишу в самых разных местах, главное — переключиться на волну написания, абстрагироваться от всего, что творится вокруг. Лучше всего пишется ночью, хотя и в дневное время суток репризка нет-нет, да и придет.

Свои« сырые» монологи читаю коллегам по проекту, с которыми мы работаем в режиме начиток и редактур. Тогда и происходит их окончательное рождение: кто-то подправит, кто-то дополнит. Рассказывать девушке, зеркалу, кошкам — не мой формат.

У успешного стендапера есть четыре секрета: хороший текст, харизма, умение работать с публикой и опыт. Все это как раз и позволяет сложить пазл: поэтому одни выступления вызывают у публики восторг, а другие — зевоту.

О неудачах

Сергей Детков

Невозможно заранее понять, какие шутки зайдут, а какие — нет. Иногда читаешь свой стендап друзьям, и они говорят, что это смешно. А на сцене оказывается, что совсем нет. Но даже самый несмешной материал можно« продать» за счет подачи и своих эмоций.

Дважды у меня были неудачные выступления. Монологи уходили почти в пустоту. В таких случаях я всегда ищу причину в себе. Значит, я был напряжен на сцене. Нервничал и не кайфовал от выступления.

Когда ты оставляешь паузу для смеха, а его не происходит, хочется быстрее уйти со сцены, поехать домой и сказать себе: «Все это г… но. Я никогда не буду больше этим заниматься». Но потом ты выпиваешь и думаешь: «Ну, ничего ужасного ведь не случилось. Можно возвращаться обратно».

Никита Наливкин

Шишек мне досталось немало. Например, самое элементарное: непонятно как себя вести одному на сцене, сложно запомнить количество текста, теряешься при реакции из зала. Это уже с опытом приходит умение остроумно и в «тему» реагировать на выкрики из толпы, а тогда бывал и ступор. Хорошо, что мой дебют был сложным. Это и подтолкнуло пойти вперед. Выступил бы блестяще — так и почивал на лаврах по сей день.

Наверное, самое« неудобное» для артиста — забыть текст. Но это же стендап — жанр честный, поэтому можно ничего особо не придумывать и просто взять у аудитории несколько секунд на то, чтобы вспомнить забытую репризу. Но лучше, конечно, валить без запинок.

Реакция зрителей на номер всегда загадка. Но я знаю одно: если зал молчит, значит, комик не шутит. Видимо, у него неудачный день для выступления, нужно идти домой и пить чай с печеньем.

О деньгах

Сергей Детков

В Украине стендапом не заработаешь денег. Хотя на Западе и даже в России это возможно. У нас пока редко зовут стендаперов на корпоративы или свадьбы. Хотя не знаю, как бы я выступал на корпоративе. Одно дело, корпоратив интеллектуалов. Но какие-нибудь банковские клерки послушали бы и подумали: «Что это такое? Идем лучше выпьем».

Антон Тимошенко

Все, кто начинает увлекаться юмором в нашей стране, понимают, что на этом особо не заработаешь денег. Например, в стендапе только единицы могут за счет этого жить. Примерно 3−4 стендапера могут получать зарплату 7000 грн. Другим же приходится параллельно еще работать. К сожалению, у нас еще нет спроса на качественные шутки, за них не готовы платить. Поэтому это довольно рискованная дорога. Никогда не знаешь, чего ожидать.

Что больше всего любят дети? Конечно же, мультики. Именно в этом разделе мы собрали разнообразные зарубежные и отечественные мультфильмы. Среди огромного выбора, обязательно найдется тот, который особенно полюбится Вашему чаду. Если у Вас много дел или просто хочется отдохнуть, а ребенок просит постоянного внимания, а если его нет, то начинает «пакостить», то на помощь придут мультфильмы. Включив мультик для ребенка, его можно отвлечь как минимум на полчаса, а то и на два-три.


Такой вид искусства как мультипликация, живет уже достаточно долго. За это время качество всё улучшалось, что не может не радовать. Мультики безумно нравятся детям любого поколения, каждый, будучи ребенком, обожал мультики. Многим взрослым в свое время приходилось выжидать по телевизору и приходилось смотреть то, что показывают. Кому-то в свое время повезло, если их родители покупали кассеты или диски. А новое поколение уже может смотреть то, что им захочется и без трат из родительского кошелька, ведь уже практически в каждом доме есть компьютер и интернет, с помощью которых открывается огромная картотека мультиков на любой вкус и цвет.


Для самых маленьких отлично подойдет советская классика, которая славится своей простотой, добротой и приятной картинкой. Например, «Крокодила Гена», «Простоквашино», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Винни Пух», «Малыш и Карлсон» и многие другие. Вы можете даже вместе с ребенком сесть и понастольгировать по детству. Также для детей малого возраста есть множество современных обучающих мультов, которые отличаются не только более яркой картинкой, но наполнением.


Для детей, что уже заканчивают садик или учатся в начальной школе, подходят мультики развлекательного характера, где герои спасают кого-то или даже целый мир. Это и зарубежные мультики о супергероях из комиксов, про чародеек или фей, ну а также отечественные про богатырей.


Те детишки, что уже медленно и верно движутся к подростковому возрасту, уже могут начать интересоваться мультиками, которые особенно отличаются сюжетом. В таких мультиках в непринужденной форме ребенка заставляют задуматься о серьезных вещах и пережить массу эмоций. Ониподходят для просмотра всё семьей, ведь за счет отлично продуманного сюжета, они будут не менее интересны и для взрослых. Такие мультики можно смело ставить на одну полку с семейными фильмами.


Подростки, несмотря на то, что считают себя уже взрослыми, все равно ещё любят смотреть мультфильмы. Для подростков уже более смелые и не такие безобидные как детские. В них преобладают развлечения, взрослые шутки, подростковые проблемы. В основном это зарубежные многосерийные мультфильмы, такие как «Симсоны», «Гриффины», «Футурама» и т.д.


Не стоит забывать и о взрослых. Да, для взрослых тоже рисуют, только они несколько похожи на подростковые, однако более грубые, могут присутствовать ругательные слова, интимный подтекст и затрагиваются взрослые проблемы (семейная жизнь, работа, кредиты, кризис среднего возраста и прочее).


Мультфильмы – это вид искусства, в котором полностью развязаны руки автора, потому что можно изобразить абсолютно всё что угодно и при этом дополнить очаровательной историей. Мы предлагаем их смотреть прямо сейчас и получать огромное удовольствие.

Вячеслав Дусмухаметов,

продюсер шоу «Открытый микрофон»

27 января на ТНТ начнется новое оригинальное юмористическое шоу талантов – «Открытый микрофон». Участниками проекта станут молодые (и не очень), никому не известные стендап-комики, которые будут бороться за возможность попасть в основной состав одного из самых популярных комедийных шоу в России – Stand Up на ТНТ.

Елена Новикова , 46-летняя женщина с огромным жизненным опытом:

«Моему сыну ­– 16. И он эльф. Эльфы – это какая-то молодежная организация, которая против системы… и дезодоранта ».

Несмотря на то что многие участники «Открытого микрофона» не так давно занимаются стендапом, их выступления окажутся неожиданно смешными, свежими и непохожими на монологи комиков шоу Stand Up. Уже после отборочного тура станет ясно, что новички легко могут составить конкуренцию мэтрам в жанре стендап и даже перетянуть одеяло популярности на себя. Насколько реальна эта угроза — судить зрителям «Открытого микрофона».

Креативные продюсеры шоу «Открытый микрофон»: «Все участники – это простые люди. Разного возраста, пола, достатка. У нас очень много ярких персонажей, которых зритель не привык видеть на ТВ. В каждом выпуске мы будем показывать истории этих людей, их судьбы, рассказывать зрителю, как и почему они занимаются стендапом».

Майло Эдвардс , англичанин из Лондона:

«Я из Лондона, но год назад переехал жить в Россию. Потому что я не читаю новости ».

Стендап, по сути, это «юмористический стриптиз души», и в «Открытом микрофоне» свои души оголят: 46-летняя участница с богатым жизненным опытом; парень, пытавшийся попасть на ТНТ в течение последних пяти лет; настоящий англичанин, переехавший в Россию; бывший участник реалити-шоу «Дом-2», встречавшийся с Ольгой Бузовой, и еще сотни талантливых комиков со всей страны.

За последние годы жанр стендап стал очень популярен в России, в каждом городе появились свои «открытые микрофоны» – вечеринки, где на сцену может выйти любой желающий (c опытом и без). Многие начинающие комики этого направления давно мечтают выступить в рубрике «Открытый микрофон» шоу Stand Up, но вместить всех желающих в нее просто невозможно. Новый проект «Открытый микрофон» решит эту проблему: поможет начинающим комикам попасть в эфир ТНТ, получить огромный опыт выступлений на большой телевизионной сцене, стать популярными, успешными и профессиональными артистами в жанре стендап и, самое важное, рассмешить целую страну!

Арсен Арутинян , врач:

«В медицинском университете на первом курсе после месяца обучения я зашел в морг, где меня попросили отпилить голову трупу женщины. И знаете это не так сложно, если представить, что она была плохим человеком…»

Вести шоу будет победитель «Comedy Баттл», резидент Comedy Club, обаятельный и циничный, дерзкий и остроумный – Андрей Бебуришвили.

Вячеслав Дусмухаметов, продюсер шоу «Открытый микрофон»: «Андрей Бебуришвили – один из самых ярких представителей молодого поколения стендаперов. Он красив, чертовски обаятелен и хорош в импровизации. Почему бы ему не стать новым кумиром зрителей ТНТ?»

Чтобы оказаться в финале и побороться за место в рядах самых крутых комиков страны, участникам шоу «Открытый микрофон» предстоит преодолеть несколько этапов:

Максим Эломбила , чернокожий стендап-комик:

«Несмотря на расхожее мнение, там, откуда я родом, люди не лазят по деревьям и носят нормальную одежду, как мы с вами. Просто Краснодар – развитый город».

  • Отбор в команды

Начинающие комики выступят перед жюри со своим стендапом. Участник проходит в команду, если его выбрал хотя бы один из наставников. К концу этапа будет сформировано четыре команды по восемь человек, которые и начнут борьбу за главный приз проекта.

  • Дуэли

Участникам предстоит поработать со своими наставниками и написать одно новое выступление. В каждой программе на сцену поднимутся по два участника от каждой команды. По итогам выступления наставник должен будет оставить в проекте только одного из них.

  • Концерты

Каждая команда готовит концерт с участием всех комиков. Один выпуск – один концерт каждой команды. В конце программы наставник выберет того, кто покинет шоу.

  • Полуфинал

Комики борются за право попасть в финал «Открытого микрофона». Как всегда, выступления им помогают готовить наставники. В финал проходят по два участника от каждой команды.

  • Финал

Восемь финалистов выйдут на легендарную сцену проекта Stand Up на ТНТ! Каждый комик покажет свое финальное выступление. Члены жюри совместно выберут победителя первого сезона шоу «Открытый микрофон» и нового постоянного комика проекта Stand Up на ТНТ!

Сергей Детков , парень, родившийся с одной рукой:

«Люди хотят узнать, что со мной, но я пускаю их по ложному следу – говорю им разные версии, мол, акула, пилорама, просто разонравилась ».

«Открытый микрофон» – это не очередной развлекательный проект, это социальный лифт для комиков, работающих в самом сложном и откровенном юмористическом жанре. Все, о чем рассказывают эти ребята, основано на их реальной жизни и переживаниях. И здесь не может быть запретных тем или сторонней редактуры – только правда, только острые шутки, только стендап в «Открытом микрофоне» на ТНТ.

ИНТЕРВЬЮ ВЯЧЕСЛАВА ДУСМУХАМЕТОВА,

ПРОДЮСЕРА ШОУ «ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН» НА ТНТ

Почему вы решили создать шоу «Открытый микрофон»?

«Открытый микрофон» – шоу о поколении стендап. Сейчас этот жанр стал настолько популярен, что мы не поместились в одну программу. Шоу Stand Up идет на ТНТ с огромными телевизионными рейтингами, поэтому было принято решение сделать еще одну программу. Телеканал ТНТ славится проектами, в которых ищут таланты в разных жанрах по всей стране и за ее пределами. И за это ему отдельное спасибо. «Открытый микрофон» – еще один такой проект. В прошлом году мы провели Stand Up фестиваль, на который приехало более 600 человек – и это внушительный показатель. В этом году будет еще больше. Это вдохновляет.

Участников для первого сезона вы искали на фестивале?

Да, проходил всероссийский фестиваль, на который приехало огромное количество ребят и из России, и из стран СНГ, и из-за рубежа. Например, парень из Великобритании.

А парень из Великобритании выступает на английском языке?

Он специально выучил русский, чтобы выступать. Не в совершенстве, конечно, но в этом есть изюминка. По сути, к нам приехал человек с родины стендапа – это очень круто.

В шоу «ТАНЦЫ» участники должны быть не только техничны в хореографии, но и обладать харизмой, необходимой для телевизионного шоу. Как с этим обстоят дела в «Открытом микрофоне»?

Иван Иванович , учитель английского языка:

«В начале учебного года мне сказали, что у меня в группе есть умственно отсталый студент. Прошел год – я так и не знаю, кто это ».

Самое главное в проекте «ТАНЦЫ» – чтобы люди хорошо танцевали. Никто не говорит о телевизионной харизме, это конкурс профессиональных танцовщиков. Конечно, там присутствуют истории участников, но в первую очередь, говорю вам, как продюсер шоу «ТАНЦЫ», мы выбираем участников с точки зрения танцевальных качеств. Это не коммерческий проект, где можно за счет сильной истории или смазливой внешности вылезти на первый план. Нас не поняли бы танцовщики – а мы очень уважаем профессиональный мир. Соответственно, то же самое в «Открытом микрофоне»: будь у тебя хоть какая внешность, хоть какая история – если ты не смешной, не умеешь валить стендап, грамотно владеть этим жанром, у тебя мало что получится в этом шоу.

Роман Третьяков , бывший участник реалити-шоу «Дом-2»:

«Решил получить второе высшее, чтобы избавиться от стереотипа, что в «Доме-2» снимаются только тупые. Поступил в МГУ. И, знаете, мне там очень нравится учиться – там в каждой аудитории камера».

На какие темы могут шутить комики в «Открытом микрофоне»? Что разрешено, что запрещено?

Ничего не запрещено, это открытый микрофон – люди, в основном молодые, приходят сюда высказываться. Этим и интересен наш проект – можно послушать, о чем думает современная молодежь, услышать огромное количество мнений.

Насколько силен соревновательный элемент в шоу «Открытый микрофон»?

Он стоит во главе угла.

А не помешает ли это комикам? Все-таки жанр стендап не подразумевает соревнование…

Это жернова. Вы заблуждаетесь, что стендап не соревнование. Все комики подспудно соревнуются между собой – каждому хочется выступить смешнее, актуальнее, острее других. Соревновательный момент обязателен, потому что будет победитель, будет главный приз – участие в основном составе комиков программы Stand Up на ТНТ. Кто-то скажет, что это неправильно, но для меня это совершенно нормально. Это экспресс-обучение, нужно очень быстро преодолеть все испытания и стать лучшим.

Будет ли какой-то соревновательный элемент между тренерами?

Они уже такие хорошие, добрые товарищи и друзья, что соревновательный момент у них выражается лишь в подшучивании друг над другом. Но каждый наставник переживает за свою команду, и каждый хочет победить – иначе для чего существует соревнование?

Стоит ли жителям российских городов надеяться, что по окончании проекта к ним приедут участники «Открытого микрофона» с концертами?

Александр Головко , пытавшийся попасть в эфир ТНТ в течение пяти лет:

«Я недавно понял, что все бомжи стали бомжами именно зимой. Иначе откуда у них только теплые вещи?»

Я всегда надеюсь, что молодые стендаперы станут опытными комиками и начнут зарабатывать своим творчеством деньги. Но мне кажется, что зрители сами должны приехать к нам на фестиваль Stand Up, выступить и попасть во второй сезон шоу «Открытый микрофон». Это более быстрый путь увидеть всех комиков в непосредственной близости, чем ждать их в своем городе с концертом.

Каково ваше личное отношение к проекту «Открытый микрофон»?

Я кайфую от этого шоу. Такое количество общения, разных людей и мнений для меня всегда интересно. Телеканал ТНТ славится тем, что он открывает звезды. А мы сидим и наблюдаем за этим с превеликим удовольствием. Это созидательно, это интересно, это история. Это, без сомнения, круто!

ЧЛЕНЫ ЖЮРИ (ОНИ ЖЕ НАСТАВНИКИ И ТРЕНЕРЫ КОМАНД)

РУСЛАН БЕЛЫЙ

— четкий, строгий, справедливый член жюри и очень жесткий наставник. Главное в работе у Руслана – дисциплина.

ЮЛИЯ АХМЕДОВА

— единственная девушка в жюри. Очень сильно переживает и поддерживает всех без исключения выступающих. Как наставник – радеет за каждого из команды.

ТИМУР КАРГИНОВ

— у него не команда, у него тусовка, как говорит сам Тимур. Полностью доверяет своей команде. Оставляет финальное решение по выступлению за участниками.

СЛАВА КОМИССАРЕНКО

— позитивный и открытый член жюри. Полностью погружен в работу с командой.

В чем именно заключается роль наставника? Как вы помогаете участникам – даете рецензию на их материал, разгоняете вместе шутки, подсказываете темы для выступления?

Руслан: По большей части мы просто делимся опытом с участниками, не более того. Такого, как в школе, например, мы не практикуем, потому что нет ни одного человека, который мог бы научить жанру стендап. Каждый участник идет к цели тернистым путем, методом проб и ошибок. А мы – наставники – просто с высоты опыта, который накопили за пять лет работы, даем какие-то подсказки.

Юлия: Для меня стендап – это что-то глубоко личное, поэтому я стараюсь особо не вмешиваться в их творчество. Но если нужен совет, я всегда рядом. Порой участникам гораздо больше, чем какие-либо «рецензии», нужна моральная поддержка.

Тимур: В этом шоу для меня статус наставника имеет больше какое-то номинальное значение. Я, безусловно, подсказываю что-то участникам, но с оговоркой, что они могут прислушаться, но делать так или не делать – их выбор. Я все равно стараюсь, чтобы последнее слово оставалось за ребятами. Шутки с ними я не разгоняю. Я стараюсь их вдохновлять и подбадривать.

Слава: Я думаю, что свою роль каждый наставник выбирал себе сам. Я старался не указывать, что делать, а советовать. То есть я не говорил категорично: «Вот это оставь, а это убери! Вот с этой шутки надо начать, вот этой закончить!» Нет, мне было важно не просто помочь, а донести мысль, что нужно как можно раньше брать на себя всю ответственность за свое выступление. Мы садились с комиком и вместе писали шутки, добивали уже написанные разгоны, а потом он сам собирал свое выступление.

Приходилось ли вам раньше помогать коллегам по стендапу придумывать выступления, давать советы? Насколько комфортно вы чувствуете себя в роли наставника?

Руслан: Когда мы только начинали делать шоу Stand Up на ТНТ нашей компанией, то мы все вместе писали материал. Это была очень большая работа. Но нельзя сказать, что мы пишем шутки друг для друга. Разгоняем их с кем-то – да. Причем этот кто-то постоянно меняется, потому что работать и писать с разными людьми полезно и интересно. Есть такое понятие comedy buddy («камеди-товарищ»), вот оно здесь хорошо работает. А по поводу роли наставника – это для меня первый опыт. И я не могу сказать, что мне очень комфортно. Ведь главное здесь не навредить, не лезть со своими идеями, мировоззрением. Каждый стендап-комик должен быть индивидуален в своем творчестве. А если я буду всем навязывать свою шуточную матрицу, то все просто будут похожими друг на друга. Так что наша главная задача – не давить опытом, потому что молодые участники просто могут слепо прислушиваться. И я призываю участников своей команды оставаться самими собой.

Юлия: Мы с коллегами, конечно, помогаем друг другу, потому что мы не только коллеги, но и друзья. А в роли наставника чувствую себя не очень комфортно, потому что я сама пока еще только начинающий комик.

Тимур: Да, приходилось. У нас с коллегами отличная юмористическая коммуникация. Но именно в роли наставника, с использованием этого слова, я себя чувствую не очень комфортно.

Слава: Мне очень нравится писать с разными людьми, потому что вдвоем всегда получается лучше. Ты предложил заход, тебе его отбили, ты подхватил, и получается что-то такое, что было бы трудно написать в одиночку. К тому же у каждого комика свой взгляд на мир и на юмор в целом, поэтому, когда пишешь с разными людьми, обязательно что-то перенимаешь. Я думаю, что совместная работа полезна для всех: и для молодых комиков, и для самих наставников.

Допустим, один из участников выступит ровно – несколько средних шуток, хорошее владение материалом, а второй – с явными провалами, запинаниями, но с одной убойной шуткой, которая порвет зал. Кому отдадите предпочтение и почему?

Руслан: Конечно, я отдам предпочтение первому участнику. Потому что одна шутка не так ценна, как среднее, но в целом хорошее выступление. Ни одному стендап-комику не нужна одна хорошая шутка. Шуток должно быть много, и выступления в целом должны быть хорошими.

Юлия: Стендап не измеряется количеством шуток. Это личность, мысль, драма и юмор. И запинания или еще какие-то подобные вещи не могут дать оценку стендап-комику.

Тимур: На самом деле все решает зал. И его реакцию сразу видно. Здесь не имеет значения – запинался или нет. Лично я отдаю предпочтение перспективе.

Слава: Стендап отличается от всего остального юмора тем, что, выходя на сцену, комик уже примерно понимает, какой у него материал. Потому что сначала ты его пишешь, потом показываешь на открытых микрофонах, убираешь то, что не получилось, то, что получилось, оставляешь и дописываешь. Основная работа происходит не на самом выступлении, а до него. Сложно представить себе ситуацию, когда комик несмешно выступал на всех открытых микрофонах, а потом вдруг на съемке разорвал. Но лично мне больше нравятся комики, которые готовы много и усердно работать, чем ленивые гении с мимолетными озарениями.

Чем уникален проект «Открытый микрофон»? В чем его отличия от шоу Stand Up?

Руслан: Я думаю, на этот вопрос должны ответить зрители после выхода проекта. А мы, в свою очередь, должны посмотреть, сможет ли победитель проекта развиваться на дистанции и работать в таком тяжелом режиме, в котором работаем мы. А главное отличие «Открытого микрофона» от шоу Stand Up в наличии соревновательного мотива. Хотя я не приветствую соревнований в юморе. Потому что юмор должны оценивать не эксперты, а зритель, на которого этот юмор рассчитан.

Юлия: «Открытый микрофон» – соревновательный проект, в котором стендап-комики соревнуются между собой, чтобы выявить сильнейшего. Уникальность проекта в том, что он откроет массовому зрителю новые имена и лица в этом жанре.

Тимур: Он уникален тем, что в нем можно увидеть новых стендап-комиков. К тому же это соревновательный проект, и это его главное отличие от шоу Stand Up, где комики просто выступают.

Слава: «Открытый микрофон» позволяет молодым стендап-комикам заявить о себе. Получить эфиры, начать гастролировать, наладить контакты с такими же молодыми и перспективными комиками из других городов, быть на связи, помогать друг другу. К тому же участие в таких проектах отлично держит тебя в тонусе, потому что у тебя есть конкретные сроки, к которым нужно подготовить новое выступление. Ничто так не расхолаживает творческого человека, как отсутствие сроков и промежуточных задач. В «Открытом микрофоне» эти задачи есть.

Чем это шоу привлечет внимание искушенного зрителя?

Руслан: Новыми лицами. Участники шоу «Открытый микрофон» еще не появлялись на телеэкранах. А новое – оно всегда лучше хорошего старого.

Юлия: «Открытый микрофон» пришел на смену «Comedy Баттл». Поэтому всем, кому было интересно наблюдать за соревнованиями комиков, будет интересен и новый проект. А тем, кто любит жанр стендап, будет просто интересно посмотреть на новые лица.

Тимур: Свежим юмором и, конечно, новыми лицами, которых в шоу «Открытый микрофон» много. Зрителя ждет искушение юмором.

Слава: Это шоу, в котором можно увидеть не только хороший, смешной стендап, но и настоящую борьбу и все, что с ней связано. В шоу Stand Up на ТНТ зритель видит уже готовый продукт, вся наша подготовка остается за кадром. В шоу «Открытый микрофон» процессу подготовки уделяется намного больше внимания. Там будут записи с открытых микрофонов, репетиции и разборы выступлений с наставниками.

Легко ли можно определить, когда материал основан на личном опыте комика и когда ситуация полностью придумана автором? В чем разница?

Руслан: Все зависит от профессионализма комика. Даже выдуманную ситуацию можно рассказать с такой искренностью и собственной болью, что отличить ее от реальности будет невозможно. Но на опыте могу сказать, что хорошие комики не придумывают ситуацию, а описывают то, что с ними происходило. Либо происходило у их знакомых.

Юлия: Жанр стендап подразумевает выступления, основанные на личных переживаниях комика.

Тимур: Да, конечно, это сразу видно. В придуманной ситуации как-то все само собой получается смешно. Признаюсь, у меня была парочка таких шуток.

Слава: Материал, основанный на личном опыте, всегда будет смотреться выигрышнее. Конечно, есть комики с хорошими, смешными придуманными шутками, но когда ты говоришь какие-то откровенные вещи, которые при этом подкреплены юмором, это цепляет намного сильнее. И в этом сезоне будет несколько очень откровенных комиков.

Присутствует ли дух соперничества между наставниками? Насколько вам важно, чей комик победит?

Руслан: Духа соперничества нет. Все наставники, а также сами участники заинтересованы в том, чтобы в стендапе появлялись новые лица. В какой-то степени это поможет нам, «старичкам», немного расслабиться и писать чуть меньше материала. А это важно, потому что 5 лет написания материала для шоу Stand Up – это большая гонка. Уже хочется немного выдохнуть. Конечно, приятно, если твой комик выступает лучше, чем другие. Но для нас важно, чтобы победитель был, действительно, хорошим комиком, и чтобы мы, наставники, не ошиблись в своем выборе.

Юлия: Это вообще неважно, потому что шоу «Открытый микрофон» не о наставниках, а о комиках.

Тимур: Лично я ни с кем не соперничаю. Может быть, другие наставники соперничают, не знаю. Мне важно, чтобы все получилось у тех ребят, которые мне симпатичны. При этом я искренне болею не только за ребят из своей команды, но и из команд Юли, Руслана и Славы.

Слава: Конечно, каждому наставнику хочется, чтобы победил комик из его команды, но в конце концов победитель попадет в наше шоу — Stand Up на ТНТ, так что каждый наставник заинтересован, чтобы победил объективно лучший.

Интересно, что участники, конкурирующие друг с другом, будут объединяться в команды. Как соревновательный принцип будет уживаться с командным?

Руслан: Стендап – жанр индивидуальный, и это как раз одерживает верх. Это не командное соревнование, и в наших правилах даже не предусмотрены какие-то жертвы индивидуальным выступлением ради команды. Так что здесь каждый борется только за себя. И это смысл «Открытого микрофона». Но при этом за время съемок ребята сдружились, кто-то вместе работает, будучи даже участниками разных команд. Это тоже важно, потому что победа, как таковая, здесь не очень важна, «Открытый микрофон» дает возможность участникам поработать в жестких условиях сжатых рамок, посмотреть, кто как готовит свои выступления.

Юлия: Сложно сказать. Стендап – жанр индивидуальный, здесь каждый сам за себя, поэтому объединение в команды довольно условное. У каждого свои цели, задачи и путь. Так что конкуренция, конечно, есть, но, я думаю, каждый соревнуется сам с собой.

Тимур: Я вообще против того, чтобы объединяться в команды в жанре стендап. Возможно, это какие-то творческие коалиции. Вообще, командность в таком жанре теряет исключительность, можно сказать, личность выступлений. Стендап все же индивидуальный жанр.

Слава: Это лучше спросить у самих участников. Я советую своим ребятам больше работать вместе, помогать дописывать друг другу шутки или хотя бы просто советоваться. В конце концов, стендап – это очень долгий путь, который не заканчивается после одного сезона телешоу, поэтому обзавестись в проекте друзьями и единомышленниками – это очень хорошая идея.

Каких участников вы хотели бы видеть в своей команде? Какими качествами должен обладать перспективный стендап-комик, мечтающий попасть в шоу Stand Up? И с кем вам интереснее работать?

Руслан: Главное качество для стендап-комика – работоспособность. Он должен все время писать, выступать, иметь желание улучшить свой материал. Потому что написать пять шуток и потом выступать с ними два года – это не про хорошего комика. Хотя такой подход к стендапу тоже имеет право на существование, но учитывая, что мы делаем телевизионное шоу, а ТВ диктует определенные правила (много писать и выдавать материал к каждому выпуску), то важнее человек, который сможет работать в таком ритме.

Юлия: Особых качеств нет. Мы смотрим на то, смешное ли у комика выступление и нравится ли он зрителю. Этого для нас достаточно.

Тимур: Если честно, то я руководствуюсь ощущениями «зацепило» или нет. Вот и все. В моей команде собраны ребята с очень разным юмором – от нестандартного до банального. Но каждый из них чем-то цепляет. Я всегда сразу вижу, мой это человек или нет, на интуитивном уровне.

Слава: Я не думаю, что есть какой-то готовый рецепт, как стать хорошим стендап-комиком. Мне кажется, не только в стендапе, но и в любой другой области примерно одинаковые составляющие успеха. Чем больше ты работаешь, стараешься, не сдаешься, ищешь что-то новое, тем больше ты за это будешь вознагражден. Лично мне больше нравится работать с увлеченными людьми, которые «горят» стендапом, в какой-то степени даже немного повернуты на нем. У таких людей внутренний огонь может никогда не погаснуть.

В шоу «Открытый микрофон» на одной арене сойдутся как новички в жанре стендап, так и комики, давно занимающиеся этим искусством. Насколько важен накопленный опыт выступлений? Есть ли шанс у тех, кто начал заниматься стендапом совсем недавно?

Руслан: Опыт, безусловно, важен. Каждое выступление перед зрителем – определенный стресс. И даже у меня, хотя я сейчас стал увереннее себя чувствовать на сцене, присутствует волнение. А когда опыта мало, то волнения в миллиард раз больше. И это может сыграть злую шутку: можно забыть материал, не так его преподнести, не так подать шутку. И уровень смешного в этом случае может падать. Опытный комик со средними шутками победит молодого и неопытного стендап-комика с очень смешными шутками.

Юлия: Шанс, конечно, есть у всех и всегда. Но сценический опыт – умение держаться на сцене и владеть аудиторией – очень важен.

Тимур: Опыт, конечно, важен. Чем больше опыта, тем больше каких-то отточенных навыков. Такие люди даже на сцене держатся иначе. Но шансы при этом есть у всех.

Слава: Я бы не сказал, что между участниками такая уж большая пропасть в мастерстве или опыте, шансы есть у всех. Конечно, тем, кто начал заниматься стендапом недавно, будет непросто, но, с другой стороны, кто знает, что произойдет.

Участник, который победит в шоу «Открытый микрофон», попадет в основной состав шоу Stand Up на ТНТ. А что получат наставники?

Руслан: В целом ничего мы не получаем, да мы и не должны ничего получать, потому что это шоу для новых комиков. А мы – наставники – своего рода «свадебные генералы». Но в целом мы вместе с шоу Stand Up выигрываем, потому что получаем новых талантливых участников.

Юлия: Нам важно, чтобы в шоу Stand Up пришел новый талантливый комик. Это наставники и получат в итоге, это цель проекта и личная цель каждого из нас.

Тимур: Лично я получаю удовольствие, наблюдая, как выступают талантливые стендап-комики.

Слава: Я думаю, наставник комика-победителя как минимум получит чувство гордости за то, что именно участник из его команды выиграл в шоу. А так мы все получим удовольствие от хорошего, качественного юмора.

ВЕДУЩИЙ ШОУ «ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН»

АНДРЕЙ БЕБУРИШВИЛИ – победитель шоу «Comedy Баттл», резидент Comedy Club, дебютант в роли ведущего.

Как получилось, что вы стали ведущим проекта «Открытый микрофон» на ТНТ?

Просто мне позвонили и спросили: «Хочешь вести шоу?» Я сказал: «Да, с удовольствием». Сперва, конечно, испугался, потому что до этого никогда ничего не вел. Думал, что ведение – это не мое. А сейчас попробовал и понял, что это новый интересный опыт.

Вам понравилось быть ведущим? Вы ведь привыкли выступать…

Да, но это абсолютно другой мир. Раньше я слегка пренебрежительно относился к ведению, мне казалось, что это очень легко. На самом деле все совсем не так, потому что ты должен руководить людьми, задавать тон концерту, вечеринке, мероприятию. Задавать хорошую планку по качеству, ты должен быть весел, чувствовать толпу, людей, их настроение. Если его нет, должен его создавать. И это очень сложно. Когда ты выступаешь в жанре стендап, то знаешь, где будет смешно, идешь от шутки до шутки – здесь ты знаешь, что смешно не будет. В качестве ведущего ты чаще всего объявляешь правила, потом их долго объясняешь. Мне поначалу было очень сложно и непривычно не слышать смех. Но потом постепенно вливаешься, понимаешь, как это работает.

Были какие-то сложности с созданием этого настроения, атмосферы на шоу? Допустим, если у самого был плохой день.

Да, безусловно. Бывает, что нужно пересилить себя. Это момент профессионализма любого артиста, неважно – стендапера, певца, фокусника. Ты должен выйти на сцену – и люди не должны знать о твоих проблемах. Это работа, которую надо делать.

Вам больше нравится смотреть на выступления опытных комиков или же начинающих, но явно талантливых?

Мне нравятся выступления любых участников. Не знаю почему, но я начинаю за них переживать. Наверное, потому что часто бывал в их шкуре. Я сам до сих пор не матерый комик, знаю, что такое переживание, волнение… когда из-за одной незашедшей шутки сыпется все выступление. Поэтому, когда у них все получается, я только рад, кем бы они ни были.

Вы общаетесь с ними за кулисами? Даете советы?

Да, мы прекрасно общаемся. Все такие же люди. Иногда советуются, но нет такого, что я их наставник, учитель, покровитель и божество. Бывает, и я что-то у них спрашиваю – мы все работаем в разных стилях, каждый хорош в определенной сфере. Тут нет такого, что кто-то гуру, а другой – никто, мы все делимся опытом.

Вы сами придумываете себе шутки в рамках этого шоу? Или пользуетесь помощью сценаристов?

У нас есть группа авторов, но поскольку у меня омерзительная память, чаще всего что-то вылезает из моей башки во время съемок – и начинается абсолютная вакханалия. В итоге мы либо переписываем, либо оставляем мой экспромт. Так что это наша совместная работа.

Хотели бы вы занять место одного из членов жюри?

Нет, абсолютно. В качестве ведущего я могу говорить что хочу, мы можем подкалывать друг друга с членами жюри – мне это нравится. Я бы не хотел брать на себя ответственность кого-то обучать. Это же огромное волнение. Все думают, что быть наставником легко – вот ты сел в кресло, и тебе абсолютно плевать, что произойдет. Нет, они переживают за участников. Я бы вообще не смог смотреть, как выступает тот, с кем я писал, – рыдал бы и рвал на себе брови от волнения.

Вы явно предпочитаете ироничные шутки. Почему?

Они резкие, очень хорошо запоминаются. В них есть некая толика негатива, но она очень мала. Видимо, из-за моего воспитания и медицинского образования. Я просто вижу, как людей цепляют более ироничные шутки – они не только смеются, но и задумываются: «Да, действительно, я тогда себя так же неправильно вел». Это дает больше отклика, ты так больше запоминаешься.

Всегда ли комики в своих выступлениях полагаются на личный опыт?

Чаще всего заметно, когда из жизни, а когда выдумано. Личный опыт важен в любом случае. Если ты просто сидел в офисе три недели и писал какие-то выдуманные мысли, скорей всего, это не вызовет интереса. У меня была такая проблема – я как-то засел в квартире на несколько недель и выписал ничего. А потом сходил, к примеру, в кино, и у меня родился монолог еще на моменте, когда я выкидывал остатки попкорна. Нужно переживать сильные эмоции, проживать разные ситуации и иметь на них свой взгляд. Но стендап – это все-таки приукрашивание действительности, а не точный пересказ, не изложение. Когда же ты передаешь свои эмоции, впечатления, взгляд, которые, безусловно, интересны зрителю, тогда и получается увлекательная, смешная история.

Чего вы ждете от проекта «Открытый микрофон»? Что он даст ребятам, которые решились принять в нем участие?

Многие участники «Открытого микрофона» ошибочно полагают, что победитель получает все, остальные – ничего. Я ни в коем случае не хочу, чтобы люди, которые участвовали и не выиграли, расстроились и бросили стендап. Уверен, что этого не произойдет, потому что они все большие профессионалы и адекватные люди. Нельзя все мерить по одному выступлению – ты классный, ты не классный. Каждый комик, да и каждый человек понимает, что плохих выступлений всегда больше, чем хороших. Невозможно каждый раз быть смешным. Я был на выступлениях очень матерых, именитых комиков, когда по 30–40 минут было откровенно несмешно. Такое бывает. Это нормально. Это человеческий фактор. У наших ребят сейчас начинается большая стендап-жизнь благодаря проекту «Открытый микрофон».

Появились ли у вас фавориты среди участников?

Да, но я бы не хотел говорить, кто именно. Потому что знаю, что они прочитают это интервью. Если, конечно, вы меня не обманываете, решив просто со мной поболтать, и опубликуете его.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать участник шоу «Открытый микрофон», мечтающий о победе?

Он должен понимать, что в случае победы не надо сильно радоваться. Когда я выиграл «Comedy Баттл», то очень расстроился, потому что понимал, что уже через неделю мне надо написать новый монолог, вместо того чтобы пойти со всеми отмечать, куролесить, сходить с ума, придаваться вакханалии и апофеозу морального ужаса, разлагаться и веселиться. Мне предстояла огромная работа. Но, думаю, они все большие молодцы – и каждый из них будет к этому готов. Они обрадуются, но это их не ослепит – они пойдут дальше пахать. И все у них получится.

Почему зрителям ТНТ стоит смотреть «Открытый микрофон»? Чем он отличается от шоу Stand Up?

Есть главное отличие, которое мы все очень не любим. Мне не нравится, когда из юмора делают соревнование. Естественно, в этом есть плюс, потому что уровень в условиях сильной конкуренции сильно возрастает. Ты вставляешь в выступление больше золотых болтов, хочешь чаще смешить, нежели погрузить в свою атмосферу и просто порадовать зрителя. Ты начинаешь больше переживать, и люди, которые сидят в зале и смотрят соревнование, тоже начинают оценивать юмор, хотя такого быть не должно. Но в рамках шоу, видимо, это необходимо. Но после победы в этом шоу – тебя это отпускает. Ты выходишь в открытый зал шоу Stand Up на ТНТ, где тебя никто не оценивает, а просто люди хотят получить удовольствие.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!